Вопрос 1. Диагностика кризисов в процессах управления.

Слово «диагностика» от слова «диагноз» в переводе с греческого означает распознавание, определение.

Диагноз — это что-то конкретное, фиксированное по времени и имеющее адресную привязку. Возможность установить диагноз нам позволяет такая исследовательская категория, как диагностика.

Диагностика — определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса иссле­довательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест». Диагностика — это не одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и в пространстве.

Процесс диагностики — исследовательский, поисковый, познавательный процесс. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состо­яния процессов управления.

Объектом диагностики может быть как сложная, высокооргани­зованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собст­венности), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функ­ции, организационная структура, себестоимость и т. д.).В основе управления объектом диагноза лежат конкретные управленческие процедуры.

Цель диагностики — установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу.

Задачи диагностики заключаются в определении мер, направлен­ных на отлаживание работы всех составляющих элементов системы, и способов их реализации. Задачи диагностики тесно переплетаются с другими задачами — прогнозом и анализом происхождения.

В экономической диагностике очень часто прогноз позволяет уточнить диагноз. Исследование процесса развития объекта также помогает лучше уяснить его существующее состояние. В то же время диагностика является исходным пунктом прогноза, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения невоз­можно оценить альтернативы развития объекта. Отсюда можно сделать вывод, что проведение диагностических исследований необхо­димо во всех структурах и на всех уровнях управления. Как уже отмечалось, диагностирование — это исследовательский процесс, а значит на него автоматически переносятся все основные требова­ния, предъявляемые к любому исследованию.

Во-первых, оно должно быть аутентичным, т. е. основанным на первоисточниках (на первичной достоверной информации любого вида и любой формы представления).

Во-вторых — объективным. Это значит, что перед тем как начать процесс диагностирования, его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта. Эта процедура должна учитывать три обязательных условия: кто прово­дит исследование; где оно проводится и четкое определение базовых параметров, по которым проводится исследование. Это позволит минимизировать влияние фактора субъективизма при постановке диагноза, а значит повысятся его объективность и точность.



Точность — это третье требование к правильности диагноза.

Су­ществует и такое требование, как воспроизводимость исследования, но это, скорее, желаемое его качество, так как если это не хроно­метраж, фотография рабочего дня или кинопленка, воспроизвести один к одному проведенное исследование невозможно, хотя бы в силу фактора времени, так как с его течением обязательно изменится один, два или все три обязательных условия процедуры и оценки исследования.

Базовые параметры Для того чтобы правильно оценить состояние объекта диагноза, необходима система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов. Это прежде всего построение системы показателей для оценки состояния объектов, разработка качественных и количест­венных характеристик, шкал для измерения определенных значений этих характеристик и показателей.

Диагностика также предусматривает классификацию возможных отклонений основных параметров исследуемых явлений, объектов, их проявлений, процедуры сбора и обработки диагностической ин­формации. В общем виде проведение диагностических исследова­ний обычно предполагает сравнение состояния выбранного объекта с какой-либо нормой или эталоном с тем, чтобы выявить наличие отклонений и определить их характер — положительный или отри­цательный.

Этот первый тип определяется как диагноз, устанавли­вающий отклонение от нормы или патологию. Он применим в тех случаях, когда необходимо получить заключение о соответствии технико-экономических и других параметров диагностируемого объ­екта имеющимся отечественным аналогам.

Второй тип диагноза, по­зволяет определить принадлежность исследуемого объекта к кон­кретному классу, группе или совокупности. Применение этого типа позволяет упорядочить и систематизировать изменения, происходя­щие в результате проведения конкретных исследований.



Третий тип диагноза позволяет оценить избранный объект как уникальное сочетание признаков. Он используется в ситуациях, когда 'невозможно провести сравнительные оценки и сопоставление из-за отсутствия базовых параметров (их просто нет). Его отличительной чертой является то, что здесь нет необходимости в статистической или иной информации для доказательства предпочтительности объ­екта диагноза. Исследуя состояние объекта как уникальное сочетание признаков, достаточно убедиться в их наличии и дать им подробную характеристику. Итогом любого исследования является результат — диагноз состояния объекта диагностирования.

Результат — это со­ответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требова­нию, эталону, норме, характеристике и пр. или отклонение от базы сравнения. Результаты представляются в виде статистических таблиц или диаграмм и позволяют определить прогноз состояния объекта на основе динамики изменения данных об объекте во времени, (остановка диагноза — необходимое условие успешного функционирования и развития отдельных систем и общества в целом, а в случае необходимости учет его результатов может предотвратить кризисную ситуацию в той или иной сфере.

Особое место в деятельности менеджера занимает проблема управления кризисными ситуациями, решение которой позволяет избегать непредвиденных тенденций и снижать негативные последствия. В условиях рынка при развитии конкуренции и возникновении непредсказуемых ситуаций никакие виды деятельности предпри­ятия не обходятся без проблем. Одна из основных целей менедж­мента состоит в том, чтобы минимизировать количество таких про­блем путем выбора соответствующих форм, методов и средств управления, которые позволяют получать определенные гарантии от вероятных ошибок и просчетов. В диагностике кризиса объектом может являться вся экономика страны, какая-то отдельная ее от­расль или сложная проблема. Диагностика проблемы — первый шаг на пути ее решения или локализации. Диагноз проблемы в ряде случаев становится процедурой в несколько шагов с принятием промежуточных решений.

Центральный вопрос в диагностировании сложной проблемы — осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде. Это способствует также сокращению числа факторов, которые следует учитывать применительно к управлению. Целесо­образно избегать немедленного действия для устранения симптома. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо со­брать и проанализировать внешнюю и внутреннюю информацию исследуемого объекта. Такую информацию можно собирать на основе формальных методов анализа рынка, анализа финансовых отчетов, интервьюирования, приглашения консультантов по управлению или опроса работников. Информацию можно собирать и неформально. В ходе наблюдений важно видеть различия между релевантной (умест­ной) и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой.

Релевантная информация — это данные, касающиеся конкретной проблемы, человека, цели и периода времени.

Когда диагностируют проблему, необходимо отдавать себе отчет и том, что именно можно с нею сделать. Для оперативного управле­ния кризисами необходимо располагать их четкой классификацией. При этом исходят из различных критериев классификации кризисов. К ним можно отнести следующие: тип, или вид; сфера влияния или возникновения кризиса; метод определения кризиса; степень развития кризиса; распределение кризиса во времени; характер учета кризиса; возможность регулирования кризиса.

Выделяют два этапа диагностики кризиса:

* установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;

• выявление отличий диагностируемого объекта от объектов сво­его класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.

Первый этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает определение у объекта таких параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо опре­делить, какой формы собственности эта система: государственной, частной, акционерной и т. д.

На втором этапе осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого используют базовые параметры диагноза, опре­деляемые как отклонения фактических от базовых.


4223327538797612.html
4223426069664820.html
    PR.RU™