Бухгалтерский учет страховых резервов.

Предыдущая11121314151617181920212223242526Следующая

Все страховые резервы делятся на три большие группы: 1. Резервы по страхованию жизни. 2. Резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни. 3. Резервы по обязательному медицинскому страхованию.

Страховые организации в РФ в обязательном порядке формируют следующие резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни: 1. Резерв незаработанной премии. (РНП); 2. Резерв заявленных но не урегулированных убытков (РЗУ); 3. Резерв произошедших но не заявленных убытков (РПНУ), а также некоторые другие.

Для учета страховых резервов используют счет 95 «Страховые резервы».

Для учета РНП к счету 95 следует открыть субсчета: 95/1 - РНП, 95/2 -доля перестраховщиков в РНП. 95/3 -результат изменения РНП. 95/4 -результат изменения доли в РНП.

Формирование РНП отражают в учете на сумму РНП на конец отчетного периода, определенную на основании специального расчета: Д95/3 К95/1

Запись на сумму РНП предыдущего отчетного периода: Д95/1 К95/3

На сумму доли перестраховщиков на конец отчетного периода страховые организации, выступавшие в договоре перестрахования перестрахователями, делают запись: Д95/2 К95/4

Запись на сумму доли перестраховщиков в РНП предыдущего отчетного периода: Д95/4 К95/2

По окончании отчетного периода дебетовое или кредитовое сальдо, образовавшееся на с/сч. 95/3, 95/4 списывается в дебет или кредит счета 99.

Трудовые организации образуют также резерв предупредительных мероприятий. Осуществляется на основании договора заключенного перестраховщиком. Для учета используется счет 96.

При отчислении сумм от страховых премий на предупредительные мероприятия: Д99 К96 (с/сч РПМ)

Использованные средства на предупредительные мероприятия: Д96(с/сч РПМ) К счетов учета расчетов или денежных средств.

36.Учет финансовых результатов деятельности страховых организаций. Отчетность страховых организаций.

Финансовый результат хозяйственной деятельностикомпании определяется показателем прибыли или убытка, формируемым в течение календарного (хозяйственного) года. Финансовый результат представляет собой разницу между суммами доходов и расходов предприятия..

Финансовый результат от продаж( оказанных услуг) выявляется на бухгалтерском счете 90 «Продажи» и определяется в виде разницы между суммой выручки (без НДС), отражаемой по кредиту счета 90, и суммой фактической себестоимости проданных продукции, работ и услуг, отражаемой по дебету этого же счета. Финансовый результат определяется в конце каждого отчетного периода.сли финансовым результатом является прибыль, то она отражается по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи». Если результатом деятельности предприятия является убыток, то он отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи».



Прочие доходы и расходы, включаемые в общий финансовый результат организации, отражаются в бухгалтерском учете обособленно от финансового результата от продаж на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем «развернутого» отражения отдельных статей доходов и расходов в течение отчетного периода. Записи по счетам 90 и 91 осуществляются накопительным путем с начала отчетного года так, чтобы обеспечить формирование необходимой информации для составления отчета о финансовых результатах.

Учет операций по определению финансового результата страховой компании ведется аналогично коммерческим организациям занимающимся торгово-производственной деятельности.

Годовая бухгалтерская отчетность страховых организаций включает следующие документы:

бухгалтерский баланс страховой организации — форма № 1 -с;

отчет о прибылях и убытках страховой организации — форма№ 2-е;

пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

отчет об изменениях капитала страховой организации — форма № 3-е;

отчет о движении денежных средств страховой организации—форма № 4-е;

Приложение к бухгалтерскому балансу страховой организации — форма № 5-е;

пояснительная записка;

аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности страховой организации.

Отчетность, представляемая в порядке надзора, включает следующие документы:

отчет о платежеспособности страховой организации — форма № 6-е;

отчет о размещении страховых резервов — форма № 7-е;

отчет о страховых резервах по страхованию иному, чем страхование жизни, — форма № 8-е;

отчет об использовании средств резервов предупредительных мероприятий — форма № 9-е.

отчет об операциях перестрахования — форма № 10-е;

информация по операционному сегменту — форма № 11-е;

информация о дочерних и зависимых обществах страховой организации — форма № 12-е;

информация о филиалах и представительствах страховой организации — форма № 13-е;

пояснительная записка.

37.Основы учетно-операционной работы и ее компьютеризации в банках РФ.. Основные принципы бухгалтерского учета в банках.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В деятельности кредитных учреждений важную роль играет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении средств и их источников. Основный нормативным документом регулирующим организацию и ведения бухгалтерского учета в банке является положение «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях расположенных на территории РФ», утвержденных ЦБ ПФ № № 385 П.

Бухгалтерские операции выполняют работники, для которых их выполнение закреплено должностными инструкциями (входит в должностные обязанности). В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетных, кассовых и других документов, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета, кроме работников, обрабатывающих информацию на ЭВМ и не входящих в структуру бухгалтерского аппарата.Все бухгалтерские работники в части выполнения бухгалтерских операций и ведения бухгалтерского учета подчиняются главному бухгалтеру кредитной организации.

Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения (департамента, управления), образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исключением документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю.

В бухгалтерии создается учетно-операционный аппарат с подразделением на: Операционный отдел; Отдел внутри банковского учета; Отдел межбанковских операций; Валютный отдел; Отдел депозитов; Кредитный отдел; Отдел ценных бумаг (инвестиций) и другие.

В составе исполнителей различают: ответственного исполнителя, бух­галтера и контролера. Главный бухгалтер составляет должностные инструкции для бухгалтерских работников с указанием: закрепленных счетов и штампов; порядка ведения и регистрации операций в книгах, журналах или передачи обработанных сведений на ВЦ или на компьютерную систему; прав и обязанностей.

Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность рабочего дня, в течение которого производится обслуживание клиентов по вопросам бухгалтерского учета, приема документов для отражения и учете. Конкретное время начала и конца операционного дня доводится до сведения обслуживаемой клиентуры. Организация рабочего дня бухгалтерских работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление документы и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.

Распоряжения руководителя кредитной организации по ведению бухгалтерского учета и конкретные обязанности бухгалтерских работников, закрепление за ними обслуживаемых счетов, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме.

Бухгалтерский учет ведется непрерывно, путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Данные ана­литического учета должны соответствовать оборотам и остаткам синтетического учета. Правильность отражения операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают работники, составившие и подписавшие их, а также осуще­ствляющие дополнительный контроль.

Учет и обработка бухгалтерской документации, составление выходных форм производятся с использованием ЭВМ. При совершении бухгалтерских операций на ЭВМ должно автоматически обеспечиваться одновременное отражение сумм по дебету и кредиту (принцип двойной записи) лицевых счетов и во всех взаимосвязанных регистрах. Под регистрами понимаются документы, в которых систематизируется и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники.

Операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их, а также осуществляющие дополнительный контроль.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

Кредитная организация разрабатывает и утверждает учетную политику, основанную на Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ и Правилах, а также с учетом других нормативных актов Банка России. За организацию бухгалтерского учет, соблюдение законодательства РФ, при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации.

За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер кредитной организации. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, в том числе нормативным актам Банка России, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников кредитной организации.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им должностных лиц расчетные и кассовые документы, финансовые и кредитные обязательства, оформленные документами, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В связи с тем, что учетно-операционная работа современного банка немыслима без широкого использования соответствующих духу времени информационных технологий, особое внимание следует уделить компьютеризации учетно-операционной работы банка. Отмечая длительную историю использования компьютерных технологий в банковском деле, необходимо обратить внимание на особенности построения современных банковских компьютерных систем. Несмотря на их разнообразие, создание и использование таких систем должно удовлетворять определенным требованиям таким, как достаточная функциональная полнота, информационная интеграция, открытость системы, достоверность информации, надежность и безопасность системы.

В связи с распространением в банковской практике взаимодействия с фирмами, разрабатывающими, внедряющими и поддерживающими банковские компьютерные системы, необходимо знать основные фирмы, присутствующие на российском рынке этой продукции, а также особенности их построения и функционирования (ДИАСОФТ, Программа Банк, R-StyleSoftwareLab,, ИНВЕРСИЯ,КВОРУМ).

Учет и обработка бухгалтерской документации, составление выходных форм производится с использованием ЭВМ. При совершении бухгалтерских операций на ЭВМ должно автоматически обеспечиваться одновременное отражение сумм по дебету и кредиту лицевых счетов и во всех взаимосвязанных регистрах. В регистрах систематизируется и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

38.Организация первичного, аналитического и синтетического учета в коммерческом банке. Лицевые счета и их ведение. Документы аналитического и синтетического учета коммерческого банка.

Номенклатура счетов кредитной организации определена планом счетов бухгалтерского учета (Правила385-п).Счета в бухгалтерском учете определены только активные или только пассивные.Ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам, по внебалансовым счетам, не отражаются. На активных балансовых счетах учитываются наличные средства, средства в ЦБ и в других банках, кредиты, затраты на капитальные вложения и хозяйственные затраты, дебиторская задолженность и убытки. На пассивных балансовых счетах учитываются средства организаций, учреждений и граждан, депозиты, кредиторская задолженность, фонды банка, доходы и прибыль.. В аналитическом учёте т открываются парные лицевые счета. В балансе не должно показываться одновременно по дебету и по кредиту сальдо по счёту второго порядка.

В Плане счетов принята следующая структура: разделы, счета первого порядка, счета второго порядка, лицевые счета аналитического учета. Нумерация счетов позволяет в случае необходимости в каждый раздел вводить в установленном порядке новые дополнительные лицевые счета.

Аналитический учет ведется в лицевых счетах, бухгалтерских журналах, кассовых журналах, ведомостях остатков. Порядок отражения операций по лицевым счетам определен при характеристике каждого счета.

Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Лицевой счет должен иметь 20 знаков. Лицевые счета для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов деятельности, регистрируются в Книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям. Открытые счета клиентам регистрируются в Книге регистрации откры­тых счетов. В Книге регистрации открытых счетов для каждого номера и наимено­вания счета второго порядка открываются отдельные страницы, которые пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются. Книга заверяет­ся подписью главного бухгалтера или его заместителя и хранится у главно­го бухгалтера в несгораемом шкафу. Учетной политикой кредитной организации может быть предусмотрено ведение Книги регистрации счетов с использованием ЭВМ.

К обязательным реквизитам ведения лицевых счетов относятся: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу, остаток после отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации), остаток на конец дня, вид

Порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов как в рублях, так и в иностранной валюте, устанавливается Банком России.

Бухгалтерский журнал предназначен для регистрации всех операций, про­веденных за день по документам, в том числе изготовленным программным путем. Журнал ведется в двух экземплярах. Первый экземпляр прилагается к ежедневному балансу, второй - в бухгалтерские документы дня.

Кассовые журналы составляются в порядке, установленном по кассо­вой работе, в двух экземплярах, один из которых помещается в кассовые документы дня, второй приобщается к бухгалтерскому журналу.

Ведомости остатков ведется по счетам первого, второго порядка, лице­вым счетам, балансовым и внебалансовым счетам. Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств ведется ежедневно программным путем, выдается на печать из ЭВМ по мере необходимости.

К документам синтетического учета относятся ежедневная оборотная ведомость, ежедневный баланс, балансы консолидированные.

При оформлении банковских операций используется специальная до­кументация. Она разрабатывается и утверждается Центральным банком, перечень банковских документов приводится в Общероссийском классифи­каторе управленческой документации (ОКУД). Документы подразделяютсяна кассовые.расчетные мемориальные документы выписываются банком при оформлении внутрибанковских операций: выдачи ссуд, погашении процентов, поступ­ления и выбытия основных средств, начисления износа, заработной платы, учета произведенных расходов, получения доходов и расчета прибыли.

Представляемые клиентами документы на осуществление расчетов по их поручению в безналичном порядке должны соответствовать требованиям Банка России. Платежные (расчетные) документы, принятые кредитной организацией, подписываются бухгалтерским работником с указанием даты приема. Право подписания расчетно-денежных документов, предоставляемое банковским работникам, оформляется распоряжением руководителя банка. Кредитная организация отказывает в приеме платежного (расчетного) документа: при несоответствии образцов подписей и печати и при нарушении требований по их оформлению.

Кредитные организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков хранения архивного дела, но не менее 5 лет. Ответственность за ор­ганизацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банка.

Документооборот в кредитной организации утверждается руководителем банка.

Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день.

1) Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется банком и оговаривается в договорах по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов.

2) Операции по переводам денежных средств с корреспондентских счетов совершаются в порядке, установленном нормативными актами Банка Рос­сии по расчетам.

3) Оплата денежно-расчетных документов производится в переделах средств на счете плательщика на начло дня, с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы «овердрафта», определенной договором.

4) Утром следующего рабочего дня документы передаются работнику для составления сводных платежных поручений для оплаты корреспондентских счетов, и в это же день эти платежные документы с описью передаются в РКЦ Банка России или другую кредитную организацию для оплаты с корреспондентских счетов. Описипомещаются в документытекущегодня.

5) Выписки из корреспондентских счетов кредитные организации должны получать да начала следующего рабочего дня. Полученные выписки разрабатываются и операции, отраженные в них, кредитные организации включают в баланс днем их проводки по корреспондентскому счету. К выписке прилагаются документы, на основании которых зачислены средства на корсчет.

6) В договорах банковского счета об установлении корреспондентских отношений предусматриваются обязанности и ответственность каждой сто­роны за соблюдение требований документооборота.

7) Документы и письма, подлежащие направлению в другие банки, орга­низации, должны быть отправлены в день приема, подписания.

Кредитная организация разрабатывает по согласованию с клиентами график их обслуживания и время прохождения документов по всем участ­кам их обработки. Физические лица - вкладчики обслуживаются в течение всего операционного дня и, по возможности, в течение рабочего дня.

Исправление ошибочных записей. Ошибки в записях, выявленные бухгалтерскими работниками и кон­тролерами до заключения баланса, бухгалтерского журнала, исправляются корректурным путем и заверяются подписью бухгалтерского работника..

Банк осуществляет предварительный и последующий контроль по своим операциям.

При ведении предварительного контроля банковские операции контролируются в момент их совершения или до этого моментаМетоды и технические средства, применяемые для осуществления внутреннего контроля, определяются самим банком.

Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бланке, с последующей сверкой счетным методом равен­ства оборотов по дебету и кредиту. Не допускается совершение операций одним бухгалтерским работником, если операция требует дополнительного контроля. Организация контроля и наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы возлагаются на главного бухгалтера.

Кассовые, вкладные и расчетные операции подлежат предварительному контролю. При приеме денежно-расчетных документов ответственный исполнитель обязан проверить соответствие документа установленной форме бланка, полноту заполнения всех реквизитов, правильность указания банковских реквизитов (они могут быть заполнены работником банка), соответствие печатей и подписей распорядителей счета заявленным банку образцам. После этого документ заверяется подписью ответственного исполнителя. Расчетно-денежные документы должны иметь дату проводки и подписи должностных лиц банка, оформивших документ и проверивших его, а до­кументы по операциям, где дополнительный контроль не требуется, - одну подпись ответственного исполнителя.

Последующий контроль осуществляется выборочно или тематически. Он проводится главным бухгалтером банка или уполномоченными лицами по его распоряжению. Главные бухгалтеры банков, их заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны систематически производить проверки бухгалтерской и кассовой работы. При проверках контролируется правильность оформления и учета совершенных операций.

Последующие проверки должны проводиться с таким расчетом, чтобы работа каждого бухгалтерского работника была проверена не реже одного раза в год. Результаты последующих проверок должны оформляться справками, которые рассматриваются руководителями банка в присутствии бухгалтерских работников.

39. Организация и учет операций по безналичным расчетам. Технология расчетов платежными поручениями, требованиями, чеками и аккредитивами и их учет.

Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые посредством перечисления по счетам в кредитных учреждениях (со счета плательщика на счет получателя) и путем зачета взаимных требований. Участники безналичных расчетов: объединения, предприятия, организации, кооперативы, банковские и финансовые органы, население. Клиенты осуществляют платежи при помощи: банкнот и банковских инструментов. Действующим законодательством предусмотрены следующие виды счетов, открываемых клиентам в кредитных организациях : расчетные, субрасчетные, текущие, бюджетные счета.Для открытия счетов клиенты должны представить необходимый пакет документов: Документы проверяют, затем в учетно-операционный отдел поступает распоряжение об открытии счета. Между банком и клиентом заключается договор о расчетно-кассовом обслуживании. Счета открываются главным бухгалтером и регистрируется открытый счет в специальной книге. Документы по открытому счету формируются в юридическое дело по открытию счета.

. Операции на счетах производятся на основании расчетных документов:

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем)

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки, в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы. Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат. Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.

Формы безналичных расчетов определены ГК РФ и положением. К ним относятся расчеты: платежными поручениями, по инкассо, по аккредитиву, чеками

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором, избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежным поручением можно оформлять расчеты без ограничения суммы.

Если при оплате платежного поручения средств на счете плательщика недостаточно и иных претензий к счету нет, то документ оплачивается частично. В части неоплаченной суммы документ помещается в картотеку к счету 90902 «Расчетно-денежные документы, не оплаченные в срок» на основании мемориального ордера. Клиенту направляется извещение о постановке в картотеку

Расчеты по инкассопредставляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее – банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Платежное требованиеявляется расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Если плательщик отказался от акцепта платежных требований , то он оформляет отказ от акцепта. Ответственный исполнитель банка принимает отказеот акцепта платежных требований и возвращает его получателю .Если в установленный срок отказ от акцепта платежного требования не получен, оно считается акцептованным.

Инкассовые поручения – это бесспорное списание денежных средств со счетов клиентов на основании исполнительных документов: исполнительные листы судов, арбитражных судов; исполнительные подписи нотариальных органов.

Ответственность за правильность взыскания, а также ссылки на основания для бесспорного списания, законодательством возложена на взыскателя, и учреждениям банка не вменяется в обязанность рассмотрение возражений списания средств в бесспорном порядке. Если при поступлении инкассового поручения средств недостаточно и иных претензий к счету плательщика нет, документ оплачивается частично. В неоплаченной сумме документ помещается в картотеку к счету 90902 с указанием даты помещения в картотеку.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством. В случае несоблюдения банками требований к проверке расчетных документов они несут ответственность за убытки, возникшие вследствие исполнения неправомерно выставленных платежных требований, оплачиваемых без акцепта плательщиков, или инкассовых поручений.

. Для осуществления межбанковских расчетов кредитные организации открывают счета в учреждениях Банка России – ГРКЦ или РКЦ., на основании соответствующего пакета документов.

Корреспонденские счета – расчетные счета самих кредитных организаций, которые открываются в РКЦ ЦБ РФ или в других кредитных организациях.

Учет корреспондентских отношений ведется на счете первого порядка N 301 с выделением счетов второго порядка для учета операций по конкретным корреспондентским счетам. Счет N 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России". Назначение счета: учет свободных денежных средств кредитной организации и расчетов с ней. Счет активный. Расчеты кредитных организаций по поручениям клиентов и хозяйственным операциям производятся через корреспондентские счета кредитных организаций, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России. На этих же счетах открываются корреспондентские субсчета филиалам кредитных организаций. В аналитическом учете ведется один лицевой счет.

Компьютеризация банковской деятельности, использование электронных способов обмена информацией, потребовало внимания и к этим особенностям проведения безналичных расчетов.

40.Кассовые операции банка и их учет.

Для осуществления кассового обслуживания физических и юридических лиц, для выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями кредитные организации создают кассовый узел, Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег со счетов клиентов – юридических и физических лиц кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного.

Кредитная организация может устанавливать банкоматы или другие платежно-расчетные терминалы, осуществляет инкассацию и доставку денежных средств и ценностей собственными силами и средствами либо на договорной основе через подразделение инкассации.

Кредитная организация создает кассовое подразделение, состоящее из приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних касс, касс пересчета и других. Целесообразность их определяются руководителем кредитной организации.

Кассовое подразделение возглавляется заведующим кассой, операции с наличными деньгами выполняют непосредственно кассовые и инкассаторские работники, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности. Кассовые работники снабжаются образцами подписей операционных работников, а последние снабжаются образцами подписей кассовых работников. Передача кассовых документов производится внутренним порядком.

Прием денежной наличности в приходную кассу кредитной организации производится: от юридических лиц – по объявлениям на взнос наличными; от физических лиц – по приходным кассовым ордерам. Организации могут вносить наличные деньги только на свой расчетный счет.

Кассовый журнал по приходу кассы. Кассовый работник приходной кассы ведет ежедневные записи принятых от клиентов и сданных заведующему кассой денежных сумм в книге учета принятых и выданных денег (ценностей).

В конце дня кассир на основании принятых документов составляет справку о сумме принятых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов и сверяет сумму по справке с суммой фактически принятых им денег. Кассовые обороты сверяются с записями в кассовом журнале операционного работника и подписываются кассиром и операционным работником. Деньги вместе с документами и справкой сдаются заведующему кассой под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей).

Прием денежной наличности от инкассаторов производится вечерней кассой на основании вторых экземпляров препроводительных ведомостей - накладных к сумкам по предъявлении явочных карточек и удостоверений личности. После пересчета сверяют фактически оказавшиеся в сумке деньги с суммами, указанными на препроводительной ведомости. При тождестве сумм кассовый и контролирующий работники подписывают препроводительную ведомость. При расхождении суммы составляется акт предъявляются сдатчику денег на обозрение.

По окончанию приема денег кассовый и операционный работники производят сверку их фактического наличия с данными приходных документов и кассового журнала по приходу и подписывают кассовый журнал.

Основными документами при выдаче денежных средств расходными кассами являются: денежные чеки; расходные кассовые ордера. Организации получают деньги по денежным чекам.

Для совершения расходных кассовых операций заведующий кассой выдает кассиру под отчет необходимую сумму денег под расписку в книге учета принятых и выданных денег.

Денежный чек проверяет ответисполнитель, отделяет контрольную марку и передает получателю для предъявления кассиру. Чек передается контролеру.Кассовые расходные операции контролируются контролером, который ведет кассовый журнал по расходу в двух экземплярах. Контролер, повторно проверив правильность заполнения чека, проставляет свою подпись и регистрирует сумму в кассовом журнале по расходу. Расходные кассовые документы направляются в кассу под расписку в специальном журнале.

В конце операционного дня кассир сверяет сумму полученных им под отчет денег с суммами, указанными в расходных документах, и фактическим остатком денег, после чего составляет справку о сумме выданных денег и полученной сумме под отчет, подписывает ее и кассовые обороты сверяет с записями в кассовых журналах операционных работников. Сверка оформляется подписями кассира в кассовом журнале, операционного работника на справке кассира.

Остаток наличных денег, документы и справка сдаются под расписку в книге учета принятых и выданных денег заведующему кассой. При выполнении приходных и расходных операций одним работником составляется справка о кассовых оборотах.

Счета для учета денежной наличности в плане счетов предусмотрены в Разделе 2. Денежные средства и драгоценные металлы.

Наличная валюта и платежные документы учитываются на счете первого порядка № 202. Наличные денежные средства в национальной и иностранной валютах, находящиеся в кассах кредитных организаций, учитываются на счете второго порядка № 20202 «Касса кредитных организаций».

Учет наличных денежных средств, отосланных из операционной кассы банка другим организациям, филиалам, сданных в РКЦ, ведется на счете № 20209 «Денежные средства в пути».

На счете № 40906 «Инкассированная денежная выручка» учитывается проинкассированная накануне, но не пересчитанная денежная выручка, сумма которой не может быть зачислена на счет клиента и в кассу кредитной организации. Счет пассивный.

Для учета денежной наличности, находящейся в банкоматах, предусмотрен счет № 20208 «Денежные средства в банкоматах».

В аналитическом учете ведутся лицевые счета по каждой кассе и по видам валют.

Кассовое обслуживание кредитной организации в РКЦ осуществляется на основании договора. КО представляет в РКЦ заверенные руководителем и главным бухгалтером данные о реквизитах, проставляемых на накладках, бандеролях, ярлыках, пломбах и сварочных швах. Поступления и выдачи наличных денег из касс РКЦ отражаются по корреспондентским счетам кредитной организации в день совершения операций. Выдача денежной наличности, отправляемой в РКЦ, производится под расписку в расходном кассовом ордере представителя кредитной организации. Сдача денег в приходную кассу РКЦ производится по объявлению на взнос наличными. Для подкрепления операционной кассы кредитная организация получает в РКЦ по денежному чеку наличные деньги только в упаковке учреждений банка России или предприятий Гознака. Выдача денег производится по предварительной заявке кредитной организации на основании денежного чека (контрольная марка остается у представителя кредитной организации), полученного операционным работником от кредитной организации накануне дня выдачи. Полученная в РКЦ денежная наличность принимается заведующим кассой кредитной организации и приходуется на основании приходного кассового ордера. Кредитные организации, передающие учетно-операционную информацию по каналам связи, для получения денежных средств с корреспондентского счета представляют в РКЦ накануне платежное поручение на перечисление денежных средств с коррсчета на счет № 47422 «Обязательства банка по прочим операциям», открытый в РКЦ.

Наличные деньги, бланки строгой отчетности и ценности хранятся в хранилище ценностей: в металлических шкафах, сейфах, тележках, которые закрываются на ключ заведующим кассой.

Наличные деньги в национальной и иностранной валюте, платежные документы в иностранной валюте, другие ценности хранятся отдельно. Банкноты Банка России хранятся упакованными в пачки по годам образца и достоинствам, монета – упакованной в мешки по достоинствам. Иностранная валюта и платежные документы в иностранной валюте – по наименованиям валют и достоинствам. Ценные бумаги и бланки ценных бумаг хранятся упакованными в пачки и корешки по наименованиям, а также выпускам и достоинствам (где они имеются). Все бланки строгой отчетности хранятся упакованными по их видам в пачки.

Учет ценностей и документов ведется на внебалансовом счете первого порядка 912 «Разные ценности и документы». На счетах второго порядка ведется учет конкретных ценностей и документов, имеющихся в кредитной организации. Бланки строгой отчетности, имеющие типографские номера, учитываются в условной оценке 1 рубль за бланк, книжку (счет № 91207); остальные ценности и документы учитываются по номинальной стоимости, если она известна, или в условной оценке 1 рубль за каждый документ, принятую ценность, если номинальная стоимость не указана (счет 91202). Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых по видам ценностей, бланков, их количеству, цене, стоимости, местам хранения. Если бланки хранятся не в кладовой, то в лицевых счетах указывается должностное лицо, ответственное за хранение.

После сводки кассы заведующий кассой передает кассовые документы вместе с приложениями для формирования и брошюровки одному из кассовых работников. Кассовые документы должны быть сформированы не позднее следующего рабочего дня в отдельные папки за каждый день. Сформированные и сброшюрованные в отдельные сшивы (папки) кассовые документы за рабочий день после составления ежедневного баланса и проведения сплошной проверки передаются на хранение в архив с ограничением к ним доступа.

В архиве документы текущего года и года предшествующего хранятся отдельно в металлических шкафах (сейфах). Кредитные организации обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов. Срок хранения документов установлен правилами архивного дела, но не менее 5 лет. Кассовые документы, срок хранения которых превышает пять лет, брошюруются в отдельные папки в соответствии с установленными сроками их хранения, о чем на лицевой стороне папки кассовых документов делается отметка.

Ревизия банкнот, монеты и других ценностей, находящихся в операционных кассах кредитной организации, производится: не реже одного раза в квартал; ежегодно по состоянию на 1 января нового года; при смене и временной смене должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей; в других случаях по решению руководителя.

Ревизия проводится внезапно с проверкой всех ценностей по состоянию на одну и ту же дату в присутствии должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей и членов комиссии. Проведение ревизий и проверок ценностей в хранилище не должно нарушать нормального кассового обслуживания клиентов. Приступив к ревизии, ее руководитель опечатывает своей печатью хранилище ценностей, шкафы, сейфы, тележки, находящиеся в хранилище, берет под свой контроль все деньги и ценности.

Результаты проведенной ревизии рассматриваются руководителем кредитной организации, и даются указания должностным лицам, ответственным за сохранность ценностей, по устранению выявленных недостатков. Материалы ревизий и проверок хранятся у руководителя организации в отдельном деле.

41.Кредитные и депозитные операции банков и их учет. Операции с ценными бумагами и их учет.

Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. Кредит-это сделка, оформленная кредитным договором, по которой банк или любая кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Кредитные отношения банка с предприятием оформляются договором.

Кредитные операции - это отношения между кредитором и заемщиком (дебитором) по представлению первым последнему определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности, возвратности.

В кредитном договоре указывается - сумма кредита, срок, цель, процентные ставки, порядок начисления процентов, порядок предоставления и погашения ссуды, способы гарантирования возврата, обязательства сторон, срок действия договора, основные реквизиты сторон, подписи, заверенные печатями. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора.

Учет кредитных операций (активных и пассивных) ведется в разрезе собственников, коммерческих, некоммерческих организаций. Предоставление кредитной организацией денежных средств в виде кредитов осуществляется в следующем порядке: юридическим лицам - только в безналичном порядке; физическим лицам - в безналичном порядке либо наличными денежными средствами (только в рублях РФ) через кассу кредитной организации.

Ссудные счета открываются на основе заключенного кредитного договора. Синтетический учет ведется на активных ссудных балансовых счетах в зависимости от формы собственности заемщика кредиты предоставленные. Операции совершаются в корреспонденции с соответствующими счетами. Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору .

442 – 452 учитываются кредиты, предоставленные организациям различной формы собственности и подчиненности на определенные сроки, в соответствии с которыми указываются счета второго порядка 01- 09.

453 Кредиты, предоставленные негосударственным некоммерческим организациям

454 Кредиты, предоставленные физическим лицам - индивидуальным предпринимателям

455 Кредиты, предоставленные физическим лицам;

По дебету счетов отражаются - суммы предоставленного кредита, начисленные проценты. По кредиту счетов отражаются - суммы погашенной задолженности по основному долгу и начисленных процентов, за пользование кредитам.

Начисление процентов за пользование кредитами осуществляется в соответствии с условиями кредитного договора на остаток основного долга и установленного годового процента и относится на доходы кредитной организации (счет 70601).

Для учета предоставленных межбанковских кредитов используются счета 320 «Кредиты и депозиты, предоставленные кредитным организациям», 321 «Кредиты и депозиты, предоставленные банкам-нерезидентам». Счета активные.

Просроченная задолженность по предоставленным кредитам отражается на счете 458 «Просроченная задолженность по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам». По счетам второго порядка просроченная задолженность учитывается по группам заемщиков.

Просроченные проценты по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам счет осуществляется на счете 459 «Просроченные проценты по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам». На счетах второго порядка учитываются проценты, не погашенные в срок, по группам заемщиков. Счета активные.

Учет резервов на возможные потери по просроченным кредитам и прочим размещенным средствам осуществляется на тех же счетах по учету предоставленных кредитов на отдельном счете второго порядка -15. Счет пассивный. Формирование резерва относят на прочие доходы банка.

Учет обеспечения кредита ведется на внебалансовых счетах в зависимости от вида обеспечения.

Аналитический учет ссудных операций ведется на отдельных лицевых счетах, открываемых каждому заемщику и по каждому отдельному кредитному договору.

Депозитные операции -это операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования. Депозит - денежные средства или ценные бумаги, переданные банку на хранение, но подлежащие по наступлении срока возврату на определенных условиях.

Возврату подлежит сумма депозита с оплатой установленной в депозитном договоре процентной ставки. Все депозитные операции подразделяются на: Активные - это размещение имеющихся в распоряжении банков средств во вклады в другие банки или кредитные учреждения. Пассивные - операции банков и иных кредитных учреждений по привлечению денежных средств во вклады.

Депозитные операции различают

-по срокам размещения (на срок, до востребования);

-по видам вкладчиков (физические лица, юридические лица);

-по видам вкладов (денежные средства, ценные бумаги).

Депозиты на срок (срочные) различают: срочные вклады и берегательные вклады

Разновидностью срочных депозитов являются депозитные и сберегательные сертификаты — письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчикана получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему.

В соответствии со ст. 834 ГК РФ основанием для проведения депозитных операций является договор банковского вклада. Вкладчиками банка могут быть юридические и физические лица, в том числе граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

В кредитных организациях вкладчики учитываются по отдельным лицевым счетам. Суммы депозитных вкладов по различным договорам, заключенным на разные сроки с одним клиентом, отражаются на разных лицевых счетах.Не допускается их учет на одном лицевом счете.

В договорах на депозитные вклады банком устанавливаются проценты. Для банка они должны бытьниже, чем предполагаемый к получениюпроцентза кредитпод данный депозит.Разница между процентами, полученными и уплаченными, составляет прибыль кредитной организации.

По срочным депозитным вкладам процентные ставки выше, чем до востребования.

Для начисления процентов по счетам в аналитическом учете открываются отдельные лицевые счета по каждому владельцу депозитного счета по срокам хранения и размеру процентных ставок.

Начисленные проценты по депозитному вкладу должны быть проведены по балансув том же периоде, за который они начислены, и отражается в составе расходов кредитной организацией.

Порядок начисления процентов по депозитным вкладам регулируется нормативными документами и депозитным договором.

Для учета депозитных вкладов используются счета первого порядка, например:

421 «Депозиты негосударственных коммерческих предприятий и организаций»;

Счета второго порядка в зависимости от срока вложения средств:01 — до востребования, 02 — на срок до 30 дней, 03 — на срок от 31 до 90 дней, 04 — на срок от 91 до 180 дней, 05 — на срок от 181 дня до года, 06 — на срок от 1 года до 3 лет, 07 — на срок свыше 3 лет,

Все счета пассивные. Сальдо кредитовое означает задолженность банка по привлеченным средствам. Оборот по кредиту отражает суммы, поступившие от владельцев депозитов или банковских карт для зачисления на их счета, а также проценты, начисленные по вкладам, если условиями договора предусмотрено их присоединение к сумме вклада.По дебету счетов отражается выплата сумм депозита, процентов и израсходованных средств.

Межбанковские депозитные операции также подразделяются на срочные и до востребования. Как правило, межбанковские депозитные операции осуществляются с целью регулирования расчетов и уровня ликвидности баланса. В плане счетов предусмотрены следующие счета: 315 «Депозиты и иные привлеченные средства кредитных организаций» — пассивный; 316 «Депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов» — пассивный. С подразделениями на счета второго порядка по срокам использования.

Одновременно банк может выступать кредитором, т.е. размещать свои денежные средства в банках-резидентах и нерезидентах, для чего используются счета319 «Депозиты и иные размещенные средства в Банке России»;322 «Депозиты и иные размещенные средства» — активный;323 «Депозиты и иные размещенные средства в банках-нерезидентах» — активный. В отличие от привлеченных средств эти депозиты (счета № 322, 323), кроме счетов по срокам использования, имеют счета второго порядка по шифру 11(32211, 32311) «Резервы под возможные потери» (пассивный). Начисленные проценты отражаются в составе расходов кредитных организаций.

42.Учет доходов, расходов и финансовых результатов деятельности банка. Отчетность коммерческого банка

Доходы и расходы от совершаемых кредитными организациями операций определяются вне зависимости от оформления юридической документации, денежной или неденежной формы (способов) их исполнения.

Доходы и расходы кредитных организаций в зависимости от их характера, условия получения (уплаты) и видов операций подразделяются на: доходы и расходы от банковских операций и других сделок; операционные доходы и расходы; прочие доходы и расходы.

Кредитные организации самостоятельно признают доходы и расходы операционными либо прочими исходя из их характера, условия получения (уплаты) и видов операций.

К операционным доходам и расходам относятся: доходы и расходы от операций с ценными бумагами (кроме процентных доходов и расходов по долговым обязательствам и переоценки ценных бумаг); доходы от участия в уставных капиталах других организаций; доходы и расходы, связанные с предоставлением за плату активов во временное пользование (временное владение и пользование); доходы и расходы от выбытия (реализации) имущества; доходы и расходы, связанные с формированием и восстановлением резервов на возможные потери; доходы и расходы от переоценки средств в иностранной валюте, драгоценных металлов, ценных бумаг, доходы и расходы от операций, связанных с заключением и исполнением расчетных срочных сделок; доходы и расходы от иных операций и сделок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ; расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитной организации, носящие общеорганизационный характер и, в целях настоящего Порядка, не идентифицируемые (не сопоставляемые) с каждой конкретной совершаемой операцией и (или) сделкой, а также другие расходы, связанные с осуществлением кредитной организацией своей обычной деятельности.

К прочим доходам и расходам относятся доходы и расходы, не связанные с банковской деятельностью, либо возникшие вследствие нарушения условий, связанных с осуществлением кредитной организацией своей деятельности (несоблюдение требований законодательства РФ, договорной и трудовой дисциплины, обычаев делового оборота и тому подобное), а также расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

Под комиссионным вознаграждением понимается доход кредитной организации в виде: а) платы за выполнение операций, сделок и оказание услуг. В зависимости от вида и характера операций (сделок, услуг) указанное комиссионное вознаграждение является доходом от банковских операций и других сделок, либо операционным доходом; б) платы за оказание посреднических услуг по брокерским договорам, договорам комиссии и поручения, по агентским договорам и другим аналогичным договорам. Данный вид комиссионного вознаграждения является операционным доходом.

Под комиссионным сбором понимается расход кредитной организации в виде: а) платы, взимаемой с кредитной организации за совершаемые операции, сделки, а также оказываемые ей услуги; б) платы, взимаемой с кредитной организации за предоставление ей посреднических услуг по брокерским договорам, договорам комиссии и поручения, по агентским договорам и другим аналогичным договорам.В зависимости от вида и характера операций (сделок, услуг) комиссионные сборы являются операционными или прочими расходами.

Лицевые счета по учету доходов и расходов открываются по символам отчета о прибылях и убытках 14-18 знаки. При этом количество лицевых счетов по каждому символу определяется кредитной организацией самостоятельно. Регистрами аналитического учета являются лицевые счета, открываемые на балансовых счетах второго порядка по учету доходов и расходов балансового счета первого порядка N 706 "Финансовый результат текущего года"... Счета по учету расходов - активные, по учету доходов - пассивные.

Счет N 707 "Финансовый результат прошлого года". -учет доходов и расходов прошедшего года и операций, совершаемых при составлении годового бухгалтерского отчета. Счета по учету расходов - активные, по учету доходов - пассивные. В день составления годового бухгалтерского отчета остатки переносятся на счет по учету прибыли (убытка) прошлого года.

Счет N 708 "Прибыль (убыток) прошлого года" Назначение счета: учет прибыли (счет N 70801) или убытка (счет N 70802), определенного по итогам года для утверждения на годовом собрании акционеров (участников). Счет N 70801 - пассивный, счет N 70802 – активный

Счета N 108 "Нераспределенная прибыль" и N 109 "Непокрытый убыток" Назначение счетов: учет сумм прибыли, не распределенной между акционерами (участниками) (счет N 10801) и непокрытого убытка (счет N 10901). Счет N 10801 - пассивный, счет N 10901 - активный.

Порядок ведения аналитического учета на счетах по учету нераспределенной прибыли, непокрытого убытка определяется в учетной политике кредитной организации.

Отчетность является завершающим этапом всего учетного процесса. Она обобщает и представляет информацию о деятельности банка в виде определенного набора отчетных форм и отчетных показателей.

Статистическая отчетность представляет собой систему экономических показателей деятельности банка. Она составляется на основе статистической обработки учетных данных за определенные периоды времени и содержит необходимым образом сгруппированные данные о кредитных, расчетно-кассовых, валютных и других операциях банка. Для разработки и представления статистических отчетов предусмотрены утвержденные стандартные бланки статистических отчетных форм, имеющих свое условное обозначение.

Бухгалтерская отчетность коммерческого банка также разрабатывается в соответствии с утвержденными формами. Основой бухгалтерской отчетности являются данные аналитического и синтетического учета. Ряд основных форм бухгалтерской отчетности был рассмотрен при изучении второй темы.

Баланс кредитной организации является бухгалтерским балансом. В нем показываются суммы остатков лицевых счетов бухгалтерского аналитического учета, объединенные по счетам синтетического учета статьям баланса. Номенклатура статей баланса одновременно является пла­ном счетов бухгалтерского синтетического учета. Баланс представляет собой основную форму бухгалтерской отчетности, которая характеризует финансовую деятельность банка и используется для ее анализа и контроля. Баланс составляется ежедневно. Все совершенные за день операции отражаются в ежедневном балансе. Баланс составляется по счетам второго порядка. По каждому счету второго порядка суммы показываются отдельно в колонках: по счетам в рублях, по счетам в иностранной валюте, выраженной в рублёвом эквиваленте и дра­гоценные металлы по их балансовой стоимости, итого по счету.

По каждому счету первого порядка, по группе этих счетов, по разделам, по всем счетам выводятся итоги. По ряду счетов в балансе показываются суммы по контрсчетам и выво­дится итог за минусом сумм по контрсчетам.

Баланс должен быть читаемый, в заголовке указываются: название кре­дитной организации; дата, на которую составляется баланс; единица изме­рения; номера и названия разделов, групп счетов первого порядка, счетов первого, второго порядка; промежуточные итоги по счетам; баланс. Кредитная организация должна составлять: сводный баланс и отчет­ность в целом по кредитной организации. Первичные балансы составляются в рублях и копейках, сводные – в единицах, указанных для составления и представления отчетности.


4223250955281239.html
4223299645630343.html
    PR.RU™